Публикации

Вернуться назад Следующая публикация
Минсдох жив. Анализ работы за 2012-2014
26.06.14 0 2341

В 2013 году Миндоходов провело 196 982 внеплановые налоговые проверки, в 2012 году – 227 889 внеплановых налоговых проверок. Учитывая, что общее количество предприятий в Украине составляет меньше 1 млн., Миндоходов за два года проверило половину всех предприятий в Украине.

По информации Миндоходов на 01.05.2014 по искам плательщиков налогов о признании противоправных действий и отмене налоговых уведомлений – решений вынесено 7 088 судебных решений из них в пользу плательщиков налогов 4 661 дело.

Официальная статистика Миндоходов за прошедшие два года показывала информацию только по количеству плановых налоговых проверок, что составляло меньше 10 тыс. налоговых проверок за год. Внеплановые налоговые  проверки были основным рычагом давления на бизнес, их общее количество тщательно скрывалось, а в последнем отчете Миндоходов указана недостоверная информация о количестве внеплановых проверок.

В реестре судебных решений, по запросу «податкове повідомлення – рішення» за 2012-2013 94 119 постановлений окружных административных судов.

В 2012 году* окружными административными  судами рассмотрено 43 832 дела в спорах касательно реализации налоговой политики (дела об обжаловании решений и действий налоговой, обжаловании налоговых уведомлений, по взысканию налоговой задолженности, административный арест). Из них 19 678  дел выиграли налогоплательщики. Таким образом, 44% налоговых проверок за 2012 год признаны административными судами незаконными.

При этом 8,9 млрд. гривен по решению административных судов взыскано с налогоплательщиков за 2012 год. Эта сума составляет всего 2% от размера бюджета Украины за 2012 год.

В 2013 году* - рассмотрено 57 623 дел, из этого числа 35 533 дел выиграли налогоплательщики. Таким образом, 61% налоговых проверок за 2013 год административными судами признаны незаконными.

По результату всех проверок в 2013 году Миндоходов доначисленно 7,2 млрд. гривен согласованных налоговых обязательств. Учитывая, что ВВП Украины за 2013 год составил 1,44 трлн. грн., Миндоходов выявило меньше 1% этой сумы уклонений от уплаты налогов. Это показатель эффективности работы Миндоходов.

После бегства бывшего Министра Миндоходов Клименка В. на своих должностях остались все начальники налоговых инспекций и налоговой милиции, которые принимали незаконные и неэффективные решения.

Согласно отчету  Миндоходов за 2013 год налоговой милицией было возбуждено 13 339 уголовных производств, но только 766 передано в суд с обвинительным актом. Если за целый год вся налоговая милиция Миндоходов смогла расследовать только 5,7% возбужденных ею же уголовных производств, соответственно, сколько понадобится времени для расследования остальных уголовных дел, и кто этим будет заниматься?

При этом за весь 2013 год налоговая милиция задекларировала возмещение убытков государству на суму 770 млн. грн.

Приведенные цифры свидетельствуют, что налоговая милиция открывала уголовные производства для давления на бизнес с очевидными целями.

В 2013 году судами было рассмотрено 233 421 представлений на получение временного доступа к вещам и документам и 64 219 представлений на проведение обысков. Если бы все эти следственные действия были осуществлены для раскрытия преступлений, мы должны были бы увидеть соизмеримую статистику обвинительных приговоров суда. Очевидно, что Миндоходов использовало уголовный процессуальный кодекс в качестве давления на бизнес.

Недавно Генеральная прокуратура сообщила о возбуждении уголовного производства относительного бывшего Министра Миндоходов Клименка В. При этом 02.04.2014 Юридическая компания «НООСФЕРА» получила официальное сообщение от МВД, что Клименко В. в розыске не пребывает, а Генеральная прокуратура 04.04.2014 отказала в предоставлении информации о том, возбуждено ли уголовное производство относительно Клименко В. При этом, замгенпрокурора сообщил, что органы прокуратуры не имеют права разглашать информацию о том, является ли лицо подозреваемым, задержанным и обвиняемым. Из этого следует, что органы прокуратуры постоянно нарушают ст. 296 Гражданского кодекса Украины.

Действия новой власти должны быть прозрачными и эффективными, сокрытие публичной информации вызывает недоверие и сомнение в объективности и профессионализме новых руководителей на высших государственных должностях.

Осенью увидим эффективность работы Миндоходов в т. ч. и во взаимодействии с НБУ. Очевидно, что теневая экономика проходит через банковскую систему. Необходимо бороться с причиной, а не искать подставные фирмы с пустыми счетами.
 
Для эффективной работы налоговой службы необходимо:

  1. На законодательном уровне ввести персональную, в т. ч. имущественную, ответственность чиновников за незаконные решения;
  2. Уволить всех чиновников, что принимали незаконные решения;
  3. Уволить всех руководителей налоговых инспекций;
  4. Принять на работу новых людей по конкурсу на замещение вакантных должностей;
  5. Расформировать налоговую милицию с увольнением всех ее сотрудников;
  6. Создать новую службу финансовых расследований с четкими задачами и контролем над их исполнением;
  7. Обязать службу финансовых расследований публиковать планы деятельности на квартал и ежеквартальные отчеты о достигнутых результатах;
  8. Назначить руководителем службы финансовых расследований человека все системы и всех сотрудников по конкурсу на замещение вакантных должностей;
  9. В пять раз сократить количество сотрудников службы финансовых расследований в сравнении со штатом налоговой милиции;
  10. В пять раз увеличить зарплату сотрудникам службы финансовых расследований;
  11. Принять нормативные акты, что обязывают банки автоматически приостанавливать расходные операции на суму больше 1 млн. грн. за один день для одного физлица, если есть подозрение обналичивания денежных средств;
  12. Принять нормативные акты, что обязывают НБУ четко контролировать работу банков по заданным критериям и информирования службы финансовых расследований о подозрительных операциях, по которых приостановлена выдача денег;
  13. Создать сайт, на котором будут публиковаться планы и отчеты всех руководителей службы финансовых расследований, все судебные решения об отмене налоговых уведомлений и признании решений налоговых органов противоправными;
  14. Обязать всех руководителей публиковать информацию по каждому отмененному судом решению налогового органа;
  15. Публиковать обобщенную информацию по деятельности каждой налоговой инспекции и системы в целом.

В 2013 году Юридическая компания «НООСФЕРА» неоднократно обращалась в Миндоходов по поводу предоставления публичной информации, но всегда получала отказ.

Новое руководство Миндоходов предоставляет некоторую информацию, при этом, как и раньше, не предоставляет статистическую информацию. Например, Миндоходов отказало в предоставлении публичной информации касательно количества не удовлетворенных жалоб налогоплательщиков на акты налоговых проверок, мотивируя тем, что Миндоходов не анализирует такую информацию.

Количество жалоб поданных в административном порядке на акты налоговых проверок отражают уровень доверия к Миндоходов. 14 157 жалоб в 2013 году и 14 771 – в 2012 году свидетельствует, что в объективность Миндоходов верят меньше 5 % налогоплательщиков.

Все изложенное может быть реализовано только при одном условии: необходимо прекратить разворовывание бюджетных денег. Никто не будет честно платить налоги, если уплаченные деньги своруют. Двойная мораль не может быть честной. Контроль над использованием бюджета может быть эффективно установлен через доступ к публичной информации. Единственно, что необходимо – объективные расследования компетентных органов с целью возврата украденных бюджетных денег и привлечения к ответственности преступников.

В соответствии с информацией Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Миндоходов в 2014 году не подавало информацию по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственных служащих. Обслуживающий персонал площадок Януковича-Клименка продолжает успешно трудиться.

Верховный суд Германии в налоговых и таможенных спорах в 2013 году рассмотрел 3000 дел, при этом в пользу налогоплательщиков решено 40% дел.

  • В 2013 году бюджет Германии составил почти половину ВВП – 1,2 трлн. евро.
  • В 2013 году бюджет Украины составил 1/5 ВВП – 351,1 млрд. гривен.

*Статистическая отчетность, приведенная в этой публикации, может иметь погрешность, поскольку судами не выделяются категории дел по обращению налогоплательщиков.

Юридическая защита в налоговых спорах. Налоговые проверки.

Комментарии