Основания для отмены разрешения на иммиграцию определены ст. 12 Закона Украины «Об иммиграции» (далее – Закон).

Посмотрите дело Юридической компании «НООСФЕРА», в котором суд отменил решение об отмене разрешения на иммиграцию в Украину.

Чаще всего органы Государственной миграционной службы применяют п.1 ч. 1 ст. 12 Закона:

«Выяснится, что разрешение на иммиграцию предоставлено на основании заведомо ложных сведений, поддельных документов или документов, утративших силу.»

Анализ указанной статьи Закона, на предмет оснований для отмены разрешения на иммиграцию предусматривает установление прежде всего виновных действий иммигранта.

На практике миграционная служба отменяет разрешения на иммиграцию в связи с отменой разрешения на иммиграцию жены или мужа иммигранта, который получил разрешение на основании родственных связей. В таком случае миграционная служба не указывает об установлении каких-либо противоправных (виновных) действий иммигранта при обращении в уполномоченный орган для получения разрешения на иммиграцию, а также об установлении таких действий после получения им разрешения на иммиграцию.

Распространенной является практика миграционной службы указывать в заключении об отмене разрешения на иммиграцию одновременно трех условий: предоставление ложных сведений, поддельных документов или документов, утративших силу.

То есть миграционная служба не определяет конкретное условие при наличии которого разрешение на иммиграцию должно быть отмененно, чем нарушает принцип правовой определенности, который является главным аспектом верховенства права.

Анализируя п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона становится понятно, что в случае применения при исполнении своих обязанностей не только норм законодательства, но и формальной логики – невозможно признать основанием для отмены разрешения все три условия одновременно, поскольку построение данной нормы исключает такую возможность.

Если иностранцу отменено разрешение на иммиграцию он имеет право обжаловать решение об отмене разрешения на иммиграцию в суд. В таком случае обжалуемое решение останавливает действие до окончательного решения суда, вступившего в законную силу.

Это означает, что иностранец может легально находиться в Украине на время судебного разбирательства и не может быть выдворен за пределы Украины.

Для обжалования решения об отмене разрешения на иммиграцию необходимо проанализировать обжалуемое решение в части мотивов отмены разрешения на иммиграцию.

Если миграционная служба в заключении об отмене разрешения на иммиграцию отмечает представление эмигрантом поддельных документов необходимо руководствоваться статьей 9 Закона.

В указанном примере перечень документов, которые были представлены истцом для получения разрешения на иммиграцию, определенные частью пятой статьи 9 Закона Украины «Об иммиграции» и пунктом 6 части шестой статьи 9 указанного Закона, а именно: 1) три фотографии; 2) копия документа, удостоверяющего личность; 3) документ о месте жительства; 4) сведения о составе семьи, копия свидетельства о браке (если лицо, подающее заявление, находится в браке); 5) документ о том, что лицо не является больным хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или инфекционными заболеваниями, перечень которых определен центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Кроме указанных документов подаются для лиц указанных в пункте 6 части второй статьи 4 настоящего Закона, – копии документов, удостоверяющих их родственные отношения с иммигрантом, и документ о том, что иммигрант не возражает против их иммиграции и гарантирует им финансовое обеспечение на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного в Украине.

Итак, ссылки миграционной службы о представлении поддельных документов не могут приниматься во внимание, если иммигрант не подавал таких документов. Даже если документ утратившимй силу был подан супругом / супругой иммигранта, это не может быть основанием для отмены разрешения на иммиграцию, поскольку положения ст. 12 Закона Украины «Об иммиграции» применяются к лицу и документам, представленных этим лицом.

Соответствующая позиция указана в постановлении Высшего административного суда Украины от 4 июля 2017 по делу №815 / 7022/16.